Версия для слабовидящих

Информация

Статьи

                              Памятники старины

На северо–западной окраине г.Кинеля находилось поселение эпохи бронзового века (2 тысячи лет до нашей эры).

На северо–восточной окраине г.Кинеля, на правом берегу реки Большой Кинель, располагалось поселение эпохи средневековья –здесь при раскопках найдена керамика золото–ордынского времени.

В полутора километрах юго–восточнее поселка Горный, на 2–й надпойменной террасе реки Самара, расположен могильник, стоящий из трех курганов.

 

                              Памятники природы

«Каменный дол» (пос.Усть–Кинельский): характерно то, что в этом каменном овраге водные разливы вскрывают горные породы.  В местах обрушения грунта правильными рядами высвечиваются крупные линзы гипса нежно–бело–розового цвета. Здесь можно прочитать всю историю формирования рельефа Заволжских просторов. В Каменном доле произрастает более 300 видов растений и 20 процентов всей флоры области. Он является резерватом богатой флоры и фауны Среднего Поволжья. Каменный дол является комплексным памятником природы. Имеет научно–историческое значение.

 

                              Населенные пункты

Поселок Алекесеевка. Основан в 1700 году как укрепленный пригород г.Самары по приказу Уфимского воеводы Александра Сергеева. Строил крепость стольник Семен Дмитриев. Крепость названа в честь сына царя Петра 1 царевича Алексея. Крепость заселили казаки и отставные солдаты. Владимирская церковь первая, построена в 1706 году. Церковь двухпрестольная освящена в честь иконы Владимирской Божьей Материи во имя Святого Алексея, человека Божия.

Поселок Елшняги. Основан в конце Х1Х века в урочище, в пойме реки Самара бобровскими удельными крестьянами. Название поселка указывает на наличие в местности зарослей «елши» (елхи–ольхи).

Город Кинель. Поселение основано в 1837 году на стыке земель Бобровских удельных крестьян и помещика Д.Путилова. Размежевание проходило по ерику реки Язевка. Название поселение получило от реки Большой Кинель.

 

           История поселка и станции Кинель до 1918 года

До 20–х годов Х1Х века на этом бассейне плодородная земля пустовала. На берегу реки Кинель в начале 30–х годов Х1Х века впервые появилась удельная деревня Студенец из удельных крестьян Симбирской губернии.

По народным приданиям деревня Студенец, где–то в середине 30–х годов Х1Х века, дотла сгорела от внезапно вспыхнувшего пожара. Шло время, сгоревшая деревня Студенец восстанавливалась. Строилась и деревня Новые Студенцы, получившая название, как населенный пункт в 1837 году. 1837 год и считается годом основания будущего города Кинель.

К 1897 году вокруг станции Кинель сложилось население, которое стало заниматься хлебопашеством и работами на железной дороге. Здесь и Новые Студенцы, и вновь заложенный хутор Хохрина (будущий «Крестьянский хутор», и железнодорожные путейские будки, станционные водокачки, сторожевая мостовая будка, станционные жилые и служебные здания.

По переписи за 28.01.1897 года общее число жителей насчитывало более 1700 человек, имелась церковная школа.

К 1910 году население Кинеля, после образования Самарского сельскохозяйственного училища (1903г.), заметно возросло и дошло до 3013 жителей.

Появилась двухклассная железнодорожная начальная школа –училище на станции. Население заимело приемный покой, врача, фельдшеров и акушерку.

По переписи населения на 1 мая 1931 года в Кинеле насчитывалось уже около 8300 человек, в том числе  в поселениях Новые Студенцы, сельскохозяйственный институт, Советы, Речка, Горный, Можаро–Минаевский, Иван–Часы (Елшняги), Лебедь. Перед войной в 1939 году население Кинеля составляло 17160 человек.

Строящаяся железная дорога Оренбург–Самара была принята в эксплуатацию специальной правительственной комиссией. Официальное открытие этой линии состоялось  1 января 1877 года по старому стилю. Именно с этого дня небольшой поселок стал именоваться железнодорожной станцией Кинель –соответственно названию протекавшей  невдалеке реки. В то время путь, соединяющий Кинель с Самарой, проходил по старой трассе через нынешний поселок Усть–Кинельский, дальше –на Смышляевку. В наши дни еще сохранилось земляное полотно бывшего железнодорожного пути в этом районе.

К 1876 году движение рабочих паровозов осуществлялось до станции Богатое.

8 сентября 1888 года открылось постоянное движение от станции Кинель дол станции Уфа.

С 1894 года началось устройство разъездов с целью увеличения пропускной способности дороги, и был открыт длинный перегонный участок Кинель–Похвистнево и Батраки–Кинель.

В 1896 году началось строительство вторых путей на лимитирующих перегонах. Уже через два года был открыт второй путь на самом грузонапряженном участке Самара–Кинель. Таким образом, в 1888 году станция Кинель стала узловой, работающей и на правлениях Кинель–Самара, Кинель–Похвистнево и Кинель–Бузулук.

Одним из важнейших событий стало начало строительства железнодорожного моста через реку Большой Кинель, два пролета по 30 саженей (140 метров), в июле 1899 года. Окончено строительство 1 октября 1900 года. До этого через реку Большой Кинель моста не было. Движение через реку производилось с помощью паромной переправы, что приводило к простою вагонов.

 

   1905 год –переломный год в истории станции Кинель

Благодаря активному участию в революции 1905 года, малый железнодорожный узел Кинель довольно быстро обратил на себя внимание Управления Самаро–Златоустовской железной дороги, которое в скором времени начало техническое переоснащение и расширение станции. Именно с этого момента Кинель становится одним из наиболее значимых железнодорожных узлов.

 

 

 

                                       Становление

24 сентября 1917 года началась Всероссийская забастовка железнодорожников, в которой активно участвовали железнодорожники Самаро–Златоусовской дороги, к ним присоединились рабочие и служащие станции Кинель. Движение поездов на железных дорогах было остановлено, перевозились только военные грузы и продовольствие для населения.

 

                                       Хроника событий

 

                                       1917 год

с 23 по 27 сентября Всероссийская забастовка железнодорожников. Большевики взяли Зимний дворец. Начался этап социалистической революции –величайший эксперимент построения общества всеобщего равенства и братства.

  30 октября на ст. Кинель общее собрание мастеровых и служащих вынесло решение: «…полная поддержка ревкому. Распоряжения Временного правительства не действуют. Только распоряжения Совета рабочих и солдатских депутатов. Просим выслать оружие, чтобы иметь возможность здесь в Кинеле подавить контрреволюционную буржуазию…».

                                       1918 год

1мая, село Кинель, население –2417 человек, в селе имелось 13 бакалейных лавок, четыре мясных, одна обувная и три буфета. У населения было 1275 лошадей и 1078 коров.

Кинельская ЧК постановила: «На ст.Кинель организовать летучий постоянный отряд по борьбе с мешочниками и спекулянтами на поездах и станциях. Конфисковывать у всех лиц продовольствие, кто имеет более 0,5 пуда (8кг.) муки и хлеба, 800 граммов масла и 1 кг 200 грамм мяса. В случае сопротивления –расстрел на месте…».

8 октября. В Алексеевку и Кинель вошли части третьего Николаевского полка. Комендант ст.Кинель Волков издает приказ № 27, по которому Кинель был объявлен на осадном положении. Жителям предлагалось сдать оружие в 24 часа. Воспрещалось производить насилие над семьями крестьян, ушедших с белочехами.

19 октября. Ст. Кинель, общее собрание РКП (б) станции утвердило ревком в составе: П.Р. Кулыгин –председатель, Л.П.Баканов –секретарь, Н.А. Федотов, Н.Д. Сабанин –члены.

27 октября. На ст.Кинель состоялось общее собрание коммунистов –43 человека, избран комитет в таком составе: Л.П.Баканов –председатель, Я.Б. Куревич –товарищ председатель, Н.А. Федотов, Н.Д. Сабанин, С.Александров, И.Н. Кульков, П.Ф. Кулыгин –члены, чтение лекций, постановка спектаклей.

 

                                               1919 год

1 января служащие ст.Кинель сообщили комиссару Самаро–Златоустовской  железной дороги П.А. Вавилову, что комитеты бедноты производят у служащих массовые обыски, причем отбирают продовольствие и дрова, полученные из железнодорожных организаций, а также занимаются мордобойством.

30 января был издан приказ Кинельского военного комиссара А.Колесникова № 217 «О сдаче оружия в течение месяца. Кто не сдаст –срок от одного года до 10 лет тюрьмы. Сообщивший  о скрывающих оружие получит вознаграждение: за исправную винтовку –600 рублей, за пулемет –1000 рублей. Оставить оружие только членам компартии по одной винтовке и одному револьверу на коммуниста».

7 февраля в связи с угрозой наступления армии Колчака в Кинеле размещена контора 6–го полевого строительства Восточного фронта. Главная задача –это возведение укрепления по линии сел Бобровка–Красный Яр. Руководил строительством Д.М. Карбышев, будущий генерал–лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза, который был впоследствии замучен гитлеровцами в лагере Маутхаузен в 1945 году.

19 марта. С.Кинель, принято решение о строительстве «Народного дома» с залом на 600 мест, библиотеки–читальни и единой трудовой школы размером 10х10 саженей.

2 мая на территории района –небывалый разлив рек Самара и Большой Кинель. Затоплены села Георгиевка, Домашка, Бобровка и сельхозучилище в пос.Усть–Кинельском. Остановлено движение по железной дороге. На участке Алексеевка–Кинель железнодорожная дорога была затоплена водой.

В 1919 году на базе Кинельского сельхозучилища образован сельскохозяйственный институт в составе самарского университета. В феврале 1927 года институт сменил название на ИЗК (институт зерновых культур).

 

                                       1920–1921 годы

Была объявлена амнистия всем крестьянам, насильно мобилизованным в белую армию. Станция Кинель была наводнена возвращающимися в родные села белогвардейцами. В январе вместе с тем был объявлен очередной «добровольный» набор в Красную Армию. А если рабочие сознательно шли в ряды Красной армии, то большая часть крестьянства делала все, чтобы избежать этой братоубийственной войны.

11 января на ст.Кинель разгрузился эшелон с эвакуированными из Пскова сельскохозяйственным училищем, 257 человек были размещены на территории Кинельского сельскохозяйственного училища в пос. Усть–Кинельском.

1 мая по всем селам  проходили празднования, посвященные Международному дню солидарности трудящихся. На этот период в селе Кинель проживало: коренных жителей –987 человек, иногородних –3187 человек, беженцев –668 человек и служащих станции Кинель –525 человек. Всего в Кинеле проживало –5367 человек.

 

                              Становление советской власти

30 мая в Студенцах начато строительство автодорожного моста через реку Большой Кинель на тракте Самара–Оренбург (ныне действующий автодорожный мост).

12 января 1923 года произошло слияние Алексеевской и Бобровской волостей. Центром двух волостей стал поселок Кинель «…как торгово–базарное село и крупная железнодорожная станция…» Так была образована Кинельская волость. Первым председателем вновь образованного Кинельского волисполкома избран крестьянин из села Алексеевка Степан Сергеевич Зазин, 28 лет, брат казненного в 1908 году революционера –моряка с крейсера «Граф Потемкин–Таврический». Членами президиума исполкома избраны секретарь Кинельского партбюро РКП(б) тов. Родионов, агент ОГПУ тов. И.Фомин. Председателем Кинельского сельсовета на третий срок избран Тимофей Старцев.

30 июля в Алексеевке открыта первая в районе школа–семилетка.

 

                                       1924 год

28 февраля в Алексеевке проходила беспартийная конференция под девизом «По намеченному плану пути Ильича». Был объявлен призыв в армию парней 1902 года рождения на защиту заветов Ильича.

6 апреля в Кинеле открыт финаниспекторский пункт.

19 мая по району начала работать централизованная почта. Если до этого каждое волостное село само отправляло почту в Самару, то сейчас вся почта доставлялась в Кинель, а отсюда к адресату.

 

                                               1925 год

22 января в Кинеле открыта изба–читальня имени В.И.Ленина

18 марта в село Бобровка приехала кинопередвижка авторемонтной базы имени Уншлихта, привезли новые фильмы «Батька Кныш», и «Как Петюнька ездил к Ильичу». Это были первые советские немые фильмы. Цена билета чисто символическая –пять копеек. В «народный» дом (клуб) впускали по 150–200 человек. Было показано семь сеансов. Крестьяне стояли и ждали своей очереди по несколько часов.

1 мая в Кинеле проходила первомайская демонстрация. Участвовало две тысячи человек. В конце состоялся футбольный матч команды рабочих железной дороги и студентов сельхозинститута.

 

                                               1926 год

4 марта к поселку Кинель присоединили поселки Луговой, Культура, Энергия, Язевка и сельхозартель «Речки».

16 сентября. Поселок Кинель переименован в рабочий поселок Кинель. Здесь проживало 4591 человек, из них крестьян –1252, рабочих и служащих –3339 человек.

 

                                          Образование района

Собрание узаконений и распоряжений рабочее–крестьянского правительства РСФСР № 95 утвердило Постановление ВЦИК от 16 июля 1928 года по образованию Кинельского сельского района (центр –рабочий поселок Кинель).

В сентябре был избран исполком Кинельского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Первым председателем райисполкома избран т.Чигин.

В состав Кинельского района входило 29 сельсоветов.

Процесс образования района проходил очень бурно. Смышляевский сельсовет, входивший до этого в Кинельскую волость, наотрез отказался входить в состав Кинельского района. Богдановский волостной съезд представителей сельсоветов при поддержке 12 сельсоветов вынес решение «…просить УИК образовать район с центром в селе Богдановка, как самая густонаселенная волость…».

После долгих взаимных претензий был образован Кинельский сельский район с центром в рабочем поселке Кинель, где располагался крупнейший железнодорожный узел.

 

                                      Промышленное развитие

Период середины и конец 20–х годов характерен промышленным развитием нашего района. Станция Кинель становилась крупнейшим железнодорожным узлом России, являлась воротами между центральной Россией  с одной стороны, и Уралом, Сибирью, Дальним Востоком и Средней Азией –с другой стороны. 

Открытие в поселке Алексеевка алебастрового завода и серного рудника привели к тому, что в районе, стоящем почти полностью из крестьян, к концу 20–х годов было уже около 7 тыс. рабочих и служащих.

В октябре 1928 года в п.Кинель начато строительство беконной фабрики (бывший завод укупорочных  изделий №12). Производство бекона из сала и мяса специальной породы свиней было поставлено на производственный уровень.

31 июля 1929г. беконная фабрика выдала первую продукцию, но в 1931 году фабрика была закрыта.

 

                                               Коллективизация

Первые колхозы в районе начали создаваться в 1928 году.

Многие сельскохозяйственные коммуны и артели к этому времени по разным причинам перестали существовать. К концу года членами колхозов были 1606 крестьянских хозяйств, что составило 10,3 процента от общего числа крестьянских хозяйств района. 12 процентов посевной площади обрабатывалась колхозниками. В 1929 году уже 3462 крестьянских хозяйства вошли в колхозы, что составило 22 процента.

В колхоз вступили 6670 крестьянских хозяйств из 15833 проживающих на территории района. Всего на территории Кинельского района проживало 90 тыс. человек.

5 мая 1930 года в Кинеле вышел первый номер районной газеты «Колхозный путь». Газета была боевым рупором райкома ВКП (б) и пользовалась огромной популярностью среди населения. Выход районной газеты был большим событием в общественной жизни района.

13 июня в Кинеле проходила Ш районная партийная конференция, на которой чествовали «25–тысячников», добровольцев, приехавших по призыву партии организовывать колхозы в нашем районе.

22 июня в с.Богдановке открыт первый в районе пионерский лагерь. Отдыхали 47 пионеров.

26 сентября в Кинеле умер Александр Овсянников, первый комсомолец района. Он в 1918 году организовал ячейку и был избран первым секретарем комсомола в районе. Ушел на гражданскую войну, был командиром 16–отдельного батальона трудовой армии. В 1927 году он избирался секретарем Волостного комитета ВКП (б).

На 1 января 1934 года процесс коллективизации по району был проведен до 92,7 процентов. Были образованы 71 колхоз и два совхоза. На территории района действовало четыре МТС с наличием 269 тракторов и 10 комбайнов.

26 февраля в районе заработало радио. Организовано массовое радиослушание. Началась районная партийная радиоучеба. Радио сыграло огромную роль в информационной пропаганде среди населения. По радио жизни сел узнавали не только последние новости жизни СССР, но и появилась оперативная связь внутри района.

1 мая в депо станции Кинель открыт «красный уголок». Проведена праздничная манифистация жителей Кинеля. Все улицы чисты и украшены флагами. Вечером проводились праздничные гуляния.

8 ноября. Празднование 17–й годовщины Октябрьской революции. Прилет в район эскадрильи из трех самолетов, которые поднимали в воздух 30 лучших колхозников. Самолеты делали облет по району. Катание продолжалось до самого вечера. Подведены итоги, одним из лучших хозяйств признан совхоз «Комсомолец». Его работникам предоставлены три места в самолете во главе с директором т. Мициным и пять мест на районной  доске почета, четыре места в самолете выделены для железнодорожных рабочих.

1 декабря 1934 года  в Ленинграде убит С.М.Киров. По всем селам прошли митинги протеста против «обнаглевших» классовых врагов. Кинельский районный комитет «Международной организации помощи борцам революции» (МОПР) организовал помощь жертвам фашистского переворота в Испании

 

                                      Переломные годы

30 апреля 1935г. в канун Первомая в Алексеевке состоялся торжественный пуск серного рудника. Рабочие в честь праздника сделали все, чтобы досрочно дать высококачественную серу стране. На открытии присутствовали первый секретарь Куйбышевского крайкома тов. Шубриков и председатель крайкома тов. Полбицын. Директору серного завода тов.Крайневу вручен орден Ленина. Пройдет всего два года и все они будут расстреляны как «враги народа». Строительство перерабатывающего серного завода продолжалось.

К 15 июня в Кинеле появились деревянные тротуары на улицах Советской –250 метров, Октябрьской –1км, Пожарной –150метров и Рабочей –500 метров. Открыто конское кладбище.

 

                                               1936 год

23 мая вышло постановление ВЦИК о переименовании Самаро–Златоустовской ж/д в Куйбышевскую ж/д. Народным Комиссариатом путей сообщения СССР станции Кинель присвоена высшая квалификация –внеклассная решающая сортировочная станция. С этого времени ст. Кинель стала одной из крупнейших– сортировочных станций страны и должность начальника станции Кинель стала номенклатурой Народного Комиссариата путей сообщения.

Станция Кинель расположена в центре Куйбышевской ж/д, и в силу географического положения она по существу является воротами между центральной Россией с одной стороны и Уралом, Сибирью, Дальним Востоком и Средней Азией –с другой стороны. Учитывая важность и значение в системе народного хозяйства страны, партия и правительство уделяло особое внимание  ст.Кинель в ее дальнейшем переустройстве, путевому развитию и техническому  оснащению.

25 декабря 1936 года был подписан акт  об окончании строительства и вводе в эксплуатацию Кинельского завода. Этот день считается днем рождения одного из крупнейших промышленных предприятий Кинеля.

 

                                               1937 год

6 января в Кинельском районе проходила Всесоюзная перепись населения. В селах Кинельского района и в рабочем поселке Кинель проживало 89376 человек.

С весны 1937 года начался самый крутой период репрессий в Кинельском районе. Волна массового истребления захлестнула весь район. Страшно представить масштабы и цели массовых репрессий после принятия «Сталинской Конституции». Формула  «враг народа» вошла в обиход уголовного бесправия значительной части сельского населения.

1997 год начато строительство крупнейшей районной школы (сейчас школа № 1) на 500 учеников, районной больницы в Кинеле.

 

                                      Предвоенные годы

К Всесоюзному Дню железнодорожника одним из лучших железнодорожников страны признаны по итогам  соцсоревнований знатный машинист Кинельского депо тов. И.С.Козлов и лучший стрелочник ст.Кинель  В.В.Трофимов. Оба они премированы и награждены знаком «Почетного железнодорожника» и именными часами наркома путей сообщения тов. Л.Кагановича.

К началу 40–х годов репрессии пошли на убыль. Страшной ценой, ценой своей жизни, заплатили жители района за «величайший эксперимент», проводимый властью в 30–х годах.

С начала века людские потери сел Кинельского района составили:

1.Русско–японская война 1904–1905 г.г.: 0,5–1,0 тыс. чел.

2.Первая мировая война («германка») 1914–1917 г.г.:2,5–2,8 тыс.чел.

3.Революция и гражданская война 1917–1921г.г.:2,0–2,5 тыс.чел.

4. «Голод» 1921–1922г.г.: 14,0 тыс.чел.

5.Раскулачивание и репрессии 1929–1940 г.г.:2,5–2,8 тыс. чел.

6.Великая Отечественная война 1941–1945 г.г.: 6,0 тыс. чел.

 

                   Грозные годы Великой Отечественной войны

Тот далекий воскресный  июньский день 1941–го года выдался в Кинеле солнечным и теплым, способствуя проведению активного отдыха. На железнодорожном стадионе состоялся футбольный матч, были организованы различные спортивные соревнования. Ничто не предвещало беды. И словно гром среди ясного неба: «война».

Страшная весть потрясла весь пристанционный поселок. Уже к обеду посыльные разносили мобилизационные повестки. К вечеру разразился такой проливной дождь, что в речушке Язевка резко поднялся уровень воды, неблагоустроенные тогда дороги превратились в месиво. Но это не остановило людской поток: к зданию военного комиссариата шли молодые и старые; одни шли молча, угрюмо, другие –с песнями, с шумом и гомоном; многие прискакали на лошадях из сел и деревень, чтобы сказать:

–Прошусь на фронт!

Так для жителей Кинеля и района начался первый день еще небывалой в истории человечества война.

По численности населения Кинель в ту пору был невелик, но имел важное стратегическое  значение как узловая станция, связывающая  центр страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, со Средней Азией. В годы войны это значение возросло  многократно. Надо было обеспечить продвижение количественно увеличившихся поездов с грузом для фронта. Потому, выступая на митингах и выражая волю своих товарищей, составители Старостин, Игонин и другие клялись работать, не считаясь ни со временем, ни с усталостью, ни с трудностями. А на общеузловом митинге была принята резолюция: «Мы все, как один, готовы выступить на защиту нашего социалистического Отечества и дать вероломному врагу сокрушительный отпор. Своим честным и самоотверженным трудом мы обеспечим нужды нашей доблестной армии и Военно–морского флота в перевозках».

Близость к областному центру, достаточность коммуникаций позволили  командованию Приволжского военного округа определить Кинель местом формирования воинских частей для отправки на фронт. Именно на территории нашего района была сформирована из кинельцев  356–я, впоследствии ставшая Краснознаменной, стрелковая дивизия. И здесь же, если можно так выразиться, родилась 134–я отдельная стрелковая бригада, на базе которой затем была развернута 74–я Киевско–Дунайская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия.

Одним из первых на выпуск оборонной продукции перешел завод укупорочных изделий. Это была сложная и трудоемкая работа, усугубленная тем, что многие мужчины уходили в армию по мобилизации. Места своих мужей, сыновей и братьев занимали женщины. Они работали и мастерами–наладчиками, и жестянщиками, и токарями…

Невиданный доселе трудовой подъем наблюдался и на других промышленных предприятиях. Рабочие артели «15 лет Октября», например, более чем в полтора раза  увеличили производительность труда, почти в два раза больше стали выпускать продукции швейники.

Серьезное испытание в годы войны выпало на долю коллективов железнодорожного узла Кинель. И они с ним справились блестяще, проявив при этом образцы трудового энтузиазма, мастерства и преданности своей профессии. Районная газета «Знамя коммунизма» сообщала, что Старостин стал мастером скоростного формирования поездов, что машинисты Ефимов, Анишин, Кожметьев, Автайкин водят составы весом на 500–700 тонн выше нормы; что слесари вагонного депо Серебряков, Любухин, Старцев выполняют дневные задания на 300 и более процентов.

Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием для железнодорожного транспорта. Наиболее тяжелым был первый ее год. Вынужденное отступление советских войск значительно усложнило работу транспорта. Временная потеря ряда дорог запада и юга привела к росту грузопотока на ж/д Поволжья и Сибири. Как никогда раньше, возросло значение Куйбышевской  дороги и особенно станции Кинель. Огромный поток грузов приводил к перенасыщению Куйбышевского отделения дороги подвижным составом. Для увеличения пропускной  способности в начале войны, когда поезда с Запада на Восток двигались почти непрерывным потоком, с 13 октября 1941 года на перегоне Сызрань –Кинель была введена «живая блокировка». Сигналисты были расставлены на перегонах на каждом километре пути, и по их сигналам шли поезда.

 

 

                                      На фронте

С августа по ноябрь 1941 года территория Куйбышевского СХИ стала базой формирования 356–й стрелковой дивизии. В главном корпусе и других зданиях института располагались управление и штаб дивизии, 918–1 артполк, отдельный батальон связи, саперный и медико–санитарный батальоны, разведрота. Дивизия почти  полностью была сформирована из жителей Куйбышевской области. В ее состав входили многие жители Кинеля и Кинельского района.   

Пять боевых орденов: два –Александра Невского, два–Красной Звезды, Отечественной войны П степени и ряд медалей имеет участник Сталинградской битвы командир артиллерийской батареи, сегодня полковник в отставке, долгое время возглавлявший в институте спецкафедру, Сергей Иванович Максимов.

 

                            Послевоенный период 1945–1963 годы

В середине 50–х годов в конце улицы Советской, за речкой Язевка, был построен железнодорожный хлебозавод –первый хлебозавод в Кинеле, который и облегчил снабжение населения хлебом.

В 1960–1961 годах было построено двухэтажное здание райкома партии рядом с РДК. А в 1968 году бывшее деревянное здание восьмилетней школы № 3 было перестроено в кирпичное и стало вечерней средней школой № 1.

В 1945 году на северной стороне города на ул. Кооперативной был создан комбинат коммунальных предприятий и благоустройств («Горжилкомхоз»).

В 1945 году после войны из Германии прибыл специализированный поезд по водоснабжению и на его базе приказом Министерства путей сообщения от 17 апреля 1946г. был организован строительно–монтажный поезд № 15 (Водрем–27).

В 1953 году Водрем–27 был передислоцирован на ст.Кинель для строительства объектов по обеспечению предприятий железнодорожного узла и жителей города водой. База находилась около вагонного депо. Коллектив Водрема–27 в Кинеле построил очистные сооружения по очистке воды (водоумягчитель) на реке Кинель, канализационные очистные сооружения. Уложено и введено в эксплуатацию 80 километров водопроводных сетей, 30 км канализационных сетей, установлено 100 водоразборных колонок и более 50 пожарных гидрантов.

В Кинеле Водрем–27 работал до 1977 года, затем был объединен с СМП–309 и передислоцирован в город Самара.

В 1959 году образовано ремонтно–строительное управление (РСУ) для строительства и ремонта жилья и других объектов.

В 1960 году создано городское производственное управление: комбинат бытового обслуживания (КБО) расположилось на северной стороне, около железнодорожной бани.

В связи с подведением линии электропередач (ЛЭП) от Волжской ГЭС и Безымянской ТЭЦ в 1957–1959 годах была построена Кинельская районная электроподстанция на 220 киловольт Куйбышевских электрических сетей на подходе к городу с северо–восточной стороны.

В 1957 году, как только в Кинеле построен асфальтовый завод, началось асфальтирование улиц города.

В 1961 году с момента постройки автодорожного моста через реку Кинель в районе СХИ  автомагистраль как с выходом из Кинеля, так и в направлении Куйбышева и Отрадного была заасфальтирована. В 1958–1962 годах в квартиры горожан пришло телевидение: находясь у себя дома, люди могли не только слушать, но и смотреть  телепередачи из Куйбышева, Москвы. В начале 60–х годов в город пришел природный газ, что позволило переводить печное отопление на газовое, улучшить жизнь жителей города.

После 1 февраля 1963 года, когда город Кинель получил статус городов областного подчинения, 3 марта того же года на выборах в местные советы 10–го созыва были избраны депутаты городского Совета.

Решением Куйбышевского областного совета № 297/285 от 22.06.1964 года поселок Алексеевка административно был подчинен городу Кинель.

В 1956–1958 годах была электрифицирована железная дорога на участке Куйбышев–Кинель–Кротовка.

В октябре 1957 года приказом Министра автомобильного транспорта и  шоссейных дорог и постановлением Куйбышевского облисполкома было образовано Кинельское автохозяйство. Оно было расположено на северо–западной окраине г.Кинеля на территории Кинельской МТС (машинотракторной станции), рядом с заводом № 12.

В апреле 2000 года предприятие прекратило свое существование в связи с возросшей конкуренцией со стороны частного автотранспорта и отсутствием объема перевозимых грузов из–за спада экономики в стране.

На территории ОАО «Кинельавто» в настоящее время располагается холдинг  «Вланкас», занимающийся изготовлением уплотнительных прокладок для автомобильной промышленностью.

 

                   Формирование и организация работы городского Совета,

                   городской думы и Администрации города 1963–2005 г.г.

03.03.1963 года состоялись первые выборы депутатов  в Совет депутатов трудящихся города Кинель –города областного подчинения.

Население города на 01.01.1963г. –35400 человек. Общее число избирателей –23322 человека. В выборах приняли участие 23319 человек или 99,98%.

В черту города Кинель на день выборов входили поселки: Горный, Елшняги, Лебедь, СХИ (Усть–Кинельский), Студенцы, Каменный Яр, Мельница, Советы.

Было избрано 113 депутатов. По составу: рабочих–51 человек, служащих–49, инженерно–технических работников –шесть, военнослужащих–два. По образованию –32 депутата имели высшее образование, столько же начальное, остальные 49 –среднее и незаконченное среднее.

Годы 1989–2005 были сложным периодом. На местную власть «сбрасывалось» различными ведомствами жилье, в том числе и ветхое, котельные, учреждения культуры, образования, инженерные коммуникации. Так, в муниципальную собственность было принято 12 учреждений образования, более 400 тыс. кв.м. жилья, 11 котельных и др.

В городе появилась безработица, т.к. часть предприятий прекратила свою деятельность. Только в 1999г. в городской отдел службы занятости обратилось 1854 человека.

Перед администрацией города стоял вопрос устойчивого обеспечения жизнедеятельности города. Одновременно с этим надо было проводить разгосударствление собственности, поддерживать зарождающееся индивидуальное предпринимательство, развивать малый бизнес. 

Городской округ Кинель

446430, г. Кинель, ул. Мира 42а

kineladmin@yandex.ru

Яндекс.Метрика