Железнодорожный узел
В 1837 году к востоку от крепости Алексеевской в междуречье Большого Кинеля и Самары возник поселок. Поселение было основано на стыке земель бобровских удельных крестьян и помещика Д. Путилова. Названием своим поселение было обязано реке Большой Кинель.
Официальное открытие железнодорожной линии Оренбург - Самара (через Кинель) состоялось 1 января 1877 года, и именно в этот день на станцию Чарыковская прибыл первый железнодорожный поезд и небольшой поселок стал именоваться железнодорожной станцией.
Станция в это время находилась в ведении частной компании оренбургских купцов, занимавшихся строительством железной дороги. Она располагалась на отчужденном участке земли землевладельца В.И. Чарыкова. Поэтому и первоначальное название станции - Чарыковская. После смерти В.И. Чарыкова в 1884 году станцию переименовали и она стала назваться станция Кинель.
Поселок стал быстро расти после завершения строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, связавшей "южным" путем центр России с Сибирью через Самару-Кинель-Уфу.
Это преимущество было по достоинству оценено царским правительством при обсуждении плана строительства Великой Сибирской магистрали. Кабинет Министров России выделил 150 тыс. рублей, и через три года железная дорога уже проходила через станцию Кинель, которой был присвоен второй класс. Бесконечные стальные нити все более тесно переплетаются, приближаясь к станции, в центре которой - вокзал. Круглые часы над входом показывают точное московское время, а историческое время запечатлено в самом здании вокзала, центральная часть которого была построена в 1885 году и теперь является памятником архитектуры.
В 1888 году станция стала узловой. К 1916 году Кинель - станция 1 класса была отнесена к крупнейшим станциям России того времени. И уже тогда можно было говорить о железной дороге, как о градообразующей отрасли. Кинельский железнодорожный узел (после ст. Москва-сортировочная) - один из крупнейших в России.
Издали видны его сверкающие огни. Он расположен в центре Куйбышевской железной дороги и в силу географического положения по существу является "окном в Европу" для Урала, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Около трети трудоспособного населения 50-тысячного города сейчас работает на железной дороге.
Кинельский железнодорожный узел включает станцию, имеющую 7 парков приема-отправки поездов (обычная станция 2-3 парка), крупное локомотивное депо, вагонное депо, дистанцию пути, дистанцию сигнализации и связи, дистанция гражданских сооружений, тяговую подстанцию с дистанцией контактной сети, путевую машинную станцию.
Сегодня станция-труженица работает стабильно, уверенно. Исстари железнодорожники называют ее фабрикой маршрутов, западными воротами Транссиба. Она работает на 4 направления, связывающих потоки грузов и пассажирского движения: Урал - Запад, Средняя Азия - Центр. В среднем в сутки через станцию проходит до 140 пар поездов. Наряду с транзитными со станции отправляются поезда собственного формирования. В основе успешной работы станции три определяющих фактора: развитая инфраструктура, современные технологии и квалифицированные кадры. Именно кадры - специалисты и руководители - это своеобразная визитная карточка станции Кинель.
Станционное хозяйство постоянно совершенствуется, чтобы без проблем перерабатывать мощный грузопоток.