#годпедагогаинаставникакинель
Продолжаем наш цикл публикаций, посвященных Году педагога и наставника. Будем рассказывать вам о самых известных педагогах России.
Начнем с основоположника русской научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Он один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся, важности сохранения национальной культуры и самобытности.
Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работы – это горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала пробуждению интереса к педагогике в России.
Современники, коллеги по цеху, ставили Ушинского в один ряд с Ломоносовым, Пушкиным по степени значимости, которую он имел в своей профессиональной области.
Константин Дмитриевич Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей:
Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия.
Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт.
Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему.
Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.