годпедагогаинаставникакинель
Следующим героем нашей рубрики, посвящённой Году педагога и наставника, станет Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев). Он вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров, теоретик и педагог, создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.
Константин Сергеевич открыл при Московском Художественном Театре первую Студию, чтобы проверить и отработать свою систему в работе с молодежью. Главным он считал создание на сцене иллюзии живой действительности.
Разработав науку о творчестве артиста и открыв объективные законы поведения человека на сцене, Константин Сергеевич определил условия, при которых происходит акт перевоплощения артиста в художественный образ. На сцене, говорил он, нет маленьких ролей, так же как и в жизни ценен каждый человек. Станиславский языком театра оказался способен донести эту демократическую мысль до зрителя. По сей день «Система Станиславского» лежит в основе обучения студентов-актеров во всем мире, а её основу составляют пять главных принципов:
Правда переживаний
Жизненная правда на сцене – один из главных принципов системы Станиславского. В нем утверждается, что существует прямая связь между эмоциями актера и ощущениями зрителя: чем больше актер чувствует свою игру и точнее передает переживания героя, тем больше зритель верит происходящему на сцене.
Работа с обстоятельствами
Актер не может научиться правдиво играть свою роль без умения понимать обстоятельства, в которых существует сценический персонаж. От обстоятельств зависят мысли, эмоции и поведение, актер должен понимать логику своего героя, поступать так же, как поступил бы тот в той или иной ситуации.
Игра «здесь и сейчас»
Важное умение для актера – играть по принципу «здесь и сейчас». Это значит, что он должен каждый раз переживать по-новому роль, которую он исполняет не первый раз, любое действие должно рождаться на сцене заново.
Самосовершенствование актера
Чтобы достичь успеха, актер должен постоянно совершенствоваться, воспитывать в себе нужные для работы качества, такие как внимание, наблюдательность, концентрация на задаче, воображение.
Взаимодействие с партнерами по сцене
Театр – это коллективное творчество, поэтому актер должен учиться работать с партнерами. Между коллегами должна быть атмосфера доверия, полного понимания и взаимопомощи.
Вся деятельность Станиславского оказала огромное влияние на отечественную режиссерскую и актерскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений, а написанные им книги «Работа актера над собой» и «Моя жизнь в искусстве» не теряют своей актуальности у актеров и сегодня.
Итог своей жизни Станиславский подвел сам: "Долго жил. Много видел. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу - талант! Выше этого счастья нет".