Информация о состоянии законности в сфере соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за истекший период 2015 года
В ходе прокурорских проверок в деятельности уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления выявляются нарушения, в том числе при принятии правовых актов, ущемляющие права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Всего за истекший период 2015 года Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 217 нарушений законодательства о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С целью устранения выявленных нарушений, принесено 28 протестов, внесено 8 представлений, по результатам рассмотрения которых 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокурора судом к административной ответственности привлечено 2 должностных лица. Объявлено 1 предостережение о недопустимости нарушения законодательства о защите пав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Нарушения законодательства о защите прав субъектов предпринимательства выявлены в деятельности территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Самарской области, а также в деятельности органов местного самоуправления при осуществлении ими муниципального контроля и переданного государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Типичными являются нарушения порядка оформления результатов проверки, не принятие мер по взысканию причиненного окружающей среде ущерба, имеют место факты нарушения при планировании работы, а также при нормативном регулировании данной сферы отношений.
При нормативном регулировании общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования органами государственной власти области и органами местного самоуправления допускались нарушения закона, которые ограничивали права субъектов предпринимательской деятельности, устанавливали дополнительные, не предусмотренные федеральным законом требования.
В ходе проведенной прокуратурой ревизии нормативных правовых актов выявлено 25 правовых актов органа местного самоуправления (22 из них - административные регламенты), противоречащих требованиям действующего законодательства, которые опротестованы.
Типичными нарушениями, допускаемыми органами местно самоуправления, являются ограничение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при их установлении в административных регламентах осуществления функции по контролю (например, привлекать к проверкам Уполномоченного по правам предпринимателей Российской Федерации), в ряде случаев в Административных регламентах, являющихся нормативным актов, устанавливающим порядок проведения проверки, положения, определяющие права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, вовсе отсутствовали.
Имели место случаи возложения муниципальными нормативными актами на субъектов предпринимательства дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены федеральным законодательством (например, ведение журнала проверок по установленной форме, заключение договоров со специализированным организациями).
Допускаются нарушения требований федерального законодательства при согласовании органами муниципального контроля проведения внеплановых проверок.
Всего за истекший период 2015 года в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило 11 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок, из которых по 6 заявлениям проверка согласована (из них 5 по повторному заявлению) и в отношении 5 – вынесен отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
Типичными нарушениями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки явились отсутствие оснований для проведения данной проверки, несоблюдение требований к оформлению решения, непредставление всех имеющих значение дл дела материалов, подтверждающих факт наличии угрозы причинения вреда окружающей среде.
Имеются факты ненадлежащего планирования работы в указанной сфере со стороны контролирующих органов.
Так, ввиду некачественной подготовки плана администрацией городского округа Похвистнево только в 2015 году направлена информация об исключении проверок из плана на 2015 год в связи с неверным указанием адреса фактического осуществления деятельности юридическим лицом.
При этом данный факт администрацией выявлен только в ходе предварительного осмотра места фактической деятельности при наличии уже утвержденного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при непосредственной подготовке к проверке. В адрес главы администрации с целью устранения нарушений внесено представление.
Факты нарушения прав субъектов предпринимательства вскрываются и в результате рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе поступающих из аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области.
Например, по результатам проведенной проверки по обращению ООО «Манелла» выявлены нарушения порядка проведения проверочных мероприятий, выразившиеся в проведении внеплановой проверки в отсутствие законных оснований. По постановлению прокурора виновное должностное лицо администрации городского округа Тольятти судом привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ. С целью устранения выявленных нарушений в адрес мэра г.о. Тольятти внесено представление.
Прокуратурой проводится также и превентивная работа в указанной сфере.
Так по результатам рассмотрения информации администрации Октябрьского района городского округа Самара, установлено, что последней в ходе рассмотрения обращения гр. Бочкарева С. вопреки требованиям положений федерального и регионального законодательства о разграничении компетенции в отсутствие полномочий на проведение проверок юридических лиц в указанной сфере в адрес юридических лиц ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и ОАО «Автоколонна № 1817» направлены письма с предупреждениями о привлечении к административной ответственности, а также требованием о необходимости принятия мер по приведению территории в надлежащее санитарное состояние.
По факту не принятия мер к надлежащему рассмотрению обращения (в связи с не направлением в компетентный на его рассмотрение орган) в адрес главы внесено представление. С Целью недопущения нарушения прав юридических лиц главе объявлено предостережение.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении Министерством функций по контролю переданных органам местного самоуправления полномочий, отсутствии координации и не оказании органам местного самоуправления надлежащей методической и правовой помощи.
В сфере оказания государственных и муниципальных услуг также имеют место нарушения, приводящие к нарушению прав юридических лиц.
Так, например, ответственным исполнителем департамента строительства и архитектуры г.о. Самара надлежащим образом не организовано исполнение обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте департамента строительства и архитектуры г.о. Самара проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, поступившего от ООО «Аквалайн», в результате чего ввиду нарушения установленной законом процедуры ущемлены права юридического лица. По постановлению прокурора виновное должностное лицо судом привлечено к административной ответственности по ст. 13.27 КоАП РФ (неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом, является административным правонарушением).
Также установлено, что органами государственной власти Самарской области также проведение данной процедуры в полном объеме не регламентировано, ответственные должностные лица не определены, что может привести к нарушению законных прав юридических лиц в случае обращения подобного рода проектами для выдачи разрешения на создание искусственного земельного участка.
С целью устранении выявленных нарушений Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министра экономического развития и министра лесного, сельского хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области внесены представления.
Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой активно проводится работа по правовому просвещению в указанной сфере.
Сведения об изменениях в действующем законодательстве (об отходах производства и потребления, о порядке получения лицензии на пользование недрами, а также по вопросам разграничения компетенции при осуществлении государственного экологического надзора органами местного самоуправления) размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления области, Уполномоченного по правам человека в Самарской области, Уполномоченного по правам предпринимателей в Самарской области, а также на сайтах общественных организаций, занимающихся защитой прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Работа в данном направлении находится на постоянном контроле прокуратуры. Результаты обсуждаются на межведомственных заседания рабочей группы по защите прав предпринимателей, которые проводятся не реже 1 раза в полугодие. Кроме того, возникающие проблемные вопросы обсуждаются на проводимом ежеквартально Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой Общественном совете по защите среднего и малого бизнеса, членами которого являются представители субъектов предпринимательства и Уполномоченный по правам предпринимателей в Самарской области.
Самарская межрайонная
природоохранная прокуратура