Ответственность за нарушения законодательства о выборах.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
Одной из мер, направленных на обеспечение этой гарантии, является установленная законом административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 34 статьи, предусматривающие административную ответственность за такие деяния (статьи 5.1, 5.3-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ).
Статья 5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере до одной тысячи пятисот рублей за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо за нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо за отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.
Субъектом данного правонарушения является член участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, не выполнивший предусмотренной законом обязанности.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, возбуждаются прокурорами.
Статья 5.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа в размере до одной тысячи рублей за умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы.
Субъектом данного правонарушения является любое физическое лицо (гражданин, должностное лицо).
Статья 5.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа: на граждан в размере до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - до пятидесяти тысяч рублей - за подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.
Согласно действующему избирательному законодательству всем лицам, участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, в частности вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполненные организационные работы, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, а также представлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.
Статья 5.22 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, состоит из двух частей.
Часть первая устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей членов избирательной комиссии, комиссии референдума за выдачу гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.
По части второй административную ответственность несут граждане в возрасте от 16 лет за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума.
Необходимо отметить, что при квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.д.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень.
Санкция этой части предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере до трех тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.14, 5.16 и 5.22 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Статья 5.58 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения, связанные с открепительными удостоверениями.
В соответствии с федеральным законодательством о выборах и референдумах открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон.
Открепительное удостоверение выдается избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя лично ему по предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина, и заполняется на его имя с указанием данных о личности избирателя, его паспортных данных, сведений о номере избирательного участка, где гражданин включен в список избирателей, данных о должностном лице, выдавшем открепительное удостоверение и др. Подобные сведения вносятся также и в отрывной талон к открепительному удостоверению.
Гражданин, получивший открепительное удостоверение, расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений, а комиссия, выдавшая открепительное удостоверение, сообщает в установленном законом порядке в участковые избирательные комиссии сведения о лицах, получивших открепительные удостоверения, на основании чего данные лица исключаются из списка избирателей.
При предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на другом участке, на котором он находится в день голосования. После этого открепительное удостоверения (либо отрывной талон, а затем и открепительное удостоверение в случае повторных выборов) у гражданина изымается.
По части первой статьи 5.58 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа в размере до двух тысяч пятисот рублей несут члены избирательных комиссий за нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения либо невыполнение требования об изъятии открепительного удостоверения или отрывного талона открепительного удостоверения при включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на основании открепительного удостоверения.
Часть вторая этой статьи предусматривает административную ответственность граждан за использование заведомо поддельного открепительного удостоверения.
Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.58 КоАП РФ, осуществляется прокурором.
Дела обо всех указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями в пятидневный срок.
Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав.
В отличие административной ответственности уголовную ответственность несут только физические лица, то есть граждане и должностные лица.
Уголовную ответственность за совершение отдельных преступлений несут только специальные субъекты: член избирательной комиссии, комиссии референдума, кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Совершение таких деяний другими лицами не влечет применение к ним мер уголовной ответственности.
Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), который насчитывает 4 статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан, данные статьи расположены в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ:
статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;
статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума;
статья 142.1. Фальсификация итогов голосования.