Вопрос: Обязан ли банк вернуть мне деньги при их списании без моего согласия?
Ответ: Законодательством для банка и клиента установлен ряд обязанностей, от соблюдения или несоблюдения которых зависит, будут ли клиенту возвращены суммы, похищенные с его счета, или нет (п. 19 ст. 3, ст. 9 Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
Основная обязанность банка - информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием электронных средств платежа (далее – ЭСП), путем направления клиенту уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (ч. 4 ст. 9 Закона №161-ФЗ).
При выявлении банком операций, соответствующих признакам перевода денежных средств без согласия клиента, банк должен приостановить использование клиентом банковской карты и предоставить ему соответствующую информацию. Указанные признаки устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте (ч. 5.1, 5.2 ст. 8, ч. 9.1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ; Признаки, утв. Приказом Банка России от 27.09.2018 № ОД-2525).
При этом банк обязан в день приостановления использования клиентом банковской карты предоставить ему соответствующую информацию (уведомление) с указанием причины приостановления (ч. 9.2 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).
Основная обязанность клиента - уведомить банк в случае утраты ЭСП и (или) его использования без согласия клиента. При этом клиент обязан направить в банк указанное уведомление незамедлительно после обнаружения факта утраты ЭСП и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления об операциях (ч. 11 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).
Банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, совершенных с ЭСП, в следующих случаях (ч. 12, 13, 15 ст. 9 Закона № 161-ФЗ):
1) если банк не направлял вам уведомления о совершенных операциях, он обязан возместить вам суммы операций, которые были совершены без вашего согласия;
2) если банк надлежащим образом направлял вам уведомления о совершенных операциях, и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии об операции.
Также, с 01.01.2021 по общему правилу клиент банка вправе заявить свои требования к банку в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному, что, в свою очередь, возможно после направления соответствующего заявления в банк (ч. 1, 2 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ч. 2 ст. 25, п. 5 ч. 1 ст. 28, ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 32 Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).